Peak P/S на примере Facebook

10.06.2020

Недавно я писал о показателе P/S на примере Netflix и о том, как P/S может колебаться вокруг 2-летней скользящей средней (moving average или MA). Хотя это применимо для многих компаний, часто акции могут торговаться выше или ниже MA в течение долгого периода времени, т.е. P/S движется в одном и том же направлении. В первом случае, когда компания всё время торгуется выше MA, можно быть абсолютно уверенным: этот тренд закончится рано или поздно. В какой-то момент ее оценка станет слишком высока, и ее P/S начнет двигаться в обратном направлении и в итоге пересечется c MA.

Обратная ситуация типична для быстрорастущих компаний. Их P/S часто находится ниже MA и стремится к какому-то «нормализованному» показателю. Я называю его “peak P/S”.

Лучше разобрать всё это на примере. Возьмем Facebook. 5 лет назад акции компании торговались на уровне 17,9 P/S ($85 за акцию). В то время бизнес Facebook уже был очень прибыльным и показывал потенциал достичь 30% маржинальности. На тот момент я бы оценил, что когда компания будет близка к пику своего развития, то будет торговаться на уровне 6 P/S (20 P/E * 30%. Почему именно 20 P/E – это отдельная тема для обсуждения, как-нибудь об этом обязательно напишу. Если кратко, то этот показатель я рассматриваю, как адекватную оценку бизнесу, уже достаточно близкому к пику своего потенциала, но при этом еще не перешедшего в стадию, когда единственный путь – это вниз). Таким образом, Facebook торговался с 199% премией к этому “peak P/S”. Для меня цена акции при “peak P/S” – это «цена поддержки», т.е. цена, ниже которой акции вряд ли упадут (применимо только для быстрорастущих бизнесов). В случае Facebook это может означать, что если вдруг компания по какой-то причине на следующий день исчерпала бы весь свой потенциал роста, то я бы потерял 67% от изначальных вложений. Однако в то время бизнес компании расширялся очень быстро, поэтому я бы как минимум рассчитывал, что Facebook удвоит свою выручку в течение нескольких лет. Т.е. при допущении удвоения выручки и падении оценки до 6 P/S я бы потерял уже меньше – 33%. Примерно таким образом я использую peak P/S как меру риска.

Что в итоге произошло с Facebook? В течение следующих 5 лет его P/S постепенно снижался (почти все время торгуясь ниже MA) и к сегодняшнему дню составляет 8,9 P/S, т.е. в 2 раза ниже. Это совершенно обычный сценарий для растущих компаний, и можно ожидать, что этот тренд продолжится по мере того, как основной рынок Facebook будет становиться все более и более насыщенным.

Однако как вы можете увидеть из графика, падение в P/S произошло не за один день, а за долгий промежуток времени. В то же время темп роста выручки Facebook сильно опережал скорость падения P/S, что в итоге привело к существенному росту цен на акции (до $230). Так что в следующий раз, когда вы увидите такой высокий показатель P/S, не торопитесь называть компанию переоцененной. «Переоцененные» акции Facebook выросли в 2,7 раза и принесли годовую доходность в 22,2%, что неприлично много для компании ее размера.

Если компания имеет устойчивые конкурентные преимущества, хороший потенциал рынка и компетентный менеджмент, то очень вероятно, что ее оценка относительно выручки будет снижаться медленно, а не упадет разом, как ожидают многие (конечно, я не беру в учет кратковременные падения, которые могут быть достаточно существенными).

Другой пример использования “peak P/S”. Я уже давно являюсь акционером Facebook. Часто люди во время провалов рынка начинают распродавать свои акции, боясь еще более сильного падения. Так и случилось в феврале-марте 2020 г. во время паники из-за коронавируса. Акции Facebook упали в стоимости до 6 P/S, т.е. до того уровня, который я считаю «ценой поддержки». Так что я не только не вышел из акций Facebook, а докупил еще за $150. К настоящему моменту акции просто выровнялись к MA, что принесло мне более 50% доходности за пару месяцев. Так что резкие падения рынка – это не катастрофа, а просто начало распродажи, при которой терпеливые инвесторы могут купить хорошие акции по более низкой цене.

longtailФундаментальный анализ компаний
Портал о долгосрочных инвестициях в акции
https://longtailers.ru/wp-content/uploads/2019/04/img-footer-map.png
longtail в социальных сетях
https://longtailers.ru/wp-content/uploads/2019/04/img-footer-map.png
longtailв социальных сетях