Об индустрии онлайн агентств путешествий

21.12.2020

Так называемые online travel agencies зарабатывают на большом спектре услуг для путешественников: покупка авиабилетов, бронирование отелей, апартаментов, туров, аренда авто, столиков в ресторанах и т.д. По своей сути они похожи на традиционные туристические агентства с тем отличием, что интернет позволил им масштабироваться на весь мир, и сегодня именно OTAs являются самыми крупными и дорогими компаниями индустрии путешествий, а не отели или авиалинии, как это было раньше.

Самый важный источник дохода для них: услуги по бронированию временных мест размещения для гостей (отели, апартаменты, виллы и т.п.). Около 40% бронирований во всем мире осуществляется через OTAs. Более 85% среди них — через сайты и приложения трех лидеров рынка: Booking Holdings, Expedia и Airbnb.

Услуги по бронированию отелей и апартаментов составляют около 88% выручки Booking Holdings, 76% — Expedia. Airbnb не раскрывает эту информацию, но предположительно — более 95%.

Если вы думаете, что сайтов и приложений великое множество, и у вас много выбора, где бронировать, то стоит просто посмотреть, кто владеет всеми известными брендами.

Выручка

OTAs зарабатывают определенный процент с каждого бронирования, сделанного на их сайтах или в приложениях. Это может быть, как комиссия, так и просто разница между ценой, по которой агентство выкупило номера, и ценой, по которой номер был сдан. В зависимости от страны, конкретного местоположения, типа бронирования и размера провайдера (т.е. крупные сети отелей платят меньше) этот процент может варьироваться от 10 до 25% от суммы бронирования. Есть другие источники доходов, вроде рекламы на metasearch сайтах (например KAYAK или Trivago), но они небольшие в сравнении с основной выручкой.

Выручка за последние 12 месяцев (в млрд долл.) представлена ниже (т.е. за 12 месяцев до 30.09.2019 и за 12 месяцев до 30.09.2020):

3Q2019 3Q2020 Change, %
Booking Holdings 15,0 8,9 -40%
Expedia Group 11,9 7,0 -41%
Airbnb 4,5 3,6 -20%

Динамика выручки за последние 3 года (в млрд долл.). На каждую отчетную дату выручка представлена за предшествующие 12 месяцев.

Темпы роста выручки (в %). На каждую отчетную дату представлен рост годовой выручки за последние 12 месяцев.

Операционная прибыль

Операционная прибыль – это доход компании без учета единоразовых крупных расходов (обесценений, продаж бизнесов и инвестиций, расходов на реструктуризацию и т.п.). Прибыль представлена до вычета налогов, финансовых и прочих доходов / расходов. Я считаю этот показатель одним из наиболее репрезентативных для понимания того, сколько денег зарабатывает бизнес компании (вне зависимости от того, какой капитал компания использует для его финансирования, акционерный или заемный).

Операционная прибыль за последние 12 месяцев (в млрд долл.) представлена ниже (т.е. за 12 месяцев до 30.09.2019 и за 12 месяцев до 30.09.2020). В скобках представлены отрицательные значения.

3Q2019 3Q2020 Change, %
Booking Holdings 5,3 1,2 -78%
Expedia Group 0,9 (0,9) н/п
Airbnb (0,4) (0,7) н/п

Динамика операционной прибыли за последние 3 года (в млрд долл.). На каждую отчетную дату показатель представлен за предшествующие 12 месяцев.

Операционная маржа за последние 3 года (в %). На каждую отчетную дату представлена маржа за предшествующие 12 месяцев. Представляет собой показатель, показывающий сколько компания зарабатывает по отношению к выручке, т.е. на конец 2019 г. Booking Holdings за каждые $100 выручки зарабатывала $35.5, а Airbnb за каждые $100 выручки теряла $10.4.

Average take rate

Почему Booking Holdings зарабатывает настолько больше своих конкурентов? Основная причина – average take rate. Это то, сколько в среднем компания забирает у отелей / владельцев апартаментов / авиакомпаний и т.д. с каждого бронирования, сделанного на сайте или в приложении. У Booking Holdings этот показатель существенно выше, чем у конкурентов, что в основном объясняется преимуществами ее бизнес-модели (комиссионная модель, ставка на маленькие локальные отели и апартаменты, меньшая зависимость от крупных сетевых отелей, чем у Expedia, ставка на гарантированное качество и пакет услуг в сравнении с более кастомизированным и построенном на взаимодействии гостей и хозяев подходом у Airbnb).

В таблице на каждую отчетную дату представлен average take rate за предшествующие 12 месяцев.

Рыночная доля OTAs

На графике ниже указан общий размер мирового рынка отелей и альтернативного размещения (апартаменты, виллы и т.п.). Как можно увидеть, несмотря на все противодействие со стороны крупных сетевых отелей, общая доля Booking Holdings, Expedia и Airbnb растет с каждым годом. Думаю, пандемия только ускорит этот тренд.

Market shares

График ниже показывает, как распределяют между собой рынок три крупнейших игрока (по размеру бронирований на платформах). На каждую отчетную дату представлен доля рынка за предшествующие 12 месяцев.

Share price return

График ниже показывает изменение цены акций по сравнению с концом 4 квартала 2017 г. Т.е. на каждые $100, вложенные в акции Booking Holdings, вы бы сегодня имели $121, Expedia — $105. Рост акций Airbnb показан по отношению к цене размещения на IPO ($68, 10 декабря 2020).

longtailФундаментальный анализ компаний
Портал о долгосрочных инвестициях в акции
https://longtailers.ru/wp-content/uploads/2019/04/img-footer-map.png
longtail в социальных сетях
https://longtailers.ru/wp-content/uploads/2019/04/img-footer-map.png
longtailв социальных сетях