Анализ Роснефти. О ценах на Urals

30.01.2023

Цены на Brent мы обсудили. Теперь перейдем к российской нефти. Как мы знаем, из-за всех введенных санкций и ограничений она торгуется с большим дисконтом к Brent. В декабре 2022 г., после введения коллективным Западом эмбарго и ценового потолка на нефть из России, дисконт Urals к Brent составил 35% или $28 за баррель. В октябре-ноябре он был $23 (дисконт 24–25%). Максимальным он был в апреле-июне 2022 г. (≈$32). С 5 февраля 2023 г. Запад планирует также принять аналогичные меры в отношении нефтепродуктов. Все это будет оказывать дальнейшее давление на котировки Urals, и в ближайшие 3–4 месяцев мы можем наблюдать средний дисконт в диапазоне 30–40%.

Однако, я считаю, что все это временные сложности. По мере адаптации логистических маршрутов, закупкой Россией собственных нефтяных танкеров, развитием страхования грузов, использованием различных лазеек для обхода дисконт будет постепенно сокращаться. В предыдущем посту я написал, что считаю адекватным закладывать в долгосрочный прогноз цены на Brent в диапазоне $90 за баррель. Так вот, я считаю, что и на нефть Urals адекватно закладывать такие же ожидания. Без какого-либо значимого дисконта.

Сейчас постараюсь объяснить свою логику. Спрос на нефть формируется по миру в целом, т.е. не важно, кто в итоге покупает российскую нефть, важно то, сколько ее добывается. Если Европа отказывается ее покупать, то значит вместо нее она будет покупать арабскую или американскую нефть. Значит, она заберет эту нефть у какого-то другого покупателя. И этот покупатель будет вынужден брать российскую нефть, продается она с дисконтом или без. Так как другой просто нет.

Текущий же ценовой шок вызван тем, что слишком большие объемы необходимо перенаправить единоразово. Поэтому Россия «заваливает» Азию своими поставками, которые ей пока в таком объеме не нужны. Отсюда и скидки. Потребители нефти в свою очередь имеют некоторый демпфер за счет имеющихся запасов, т.е. им не обязательно сейчас взвинчивать котировки на другие сорта нефти. Они могут делать это постепенно.

Но когда все закончится, ценовой дисбаланс уйдет. Скорее всего, «технически» российская нефть будет торговаться с дисконтом, т.к. транспортировка из-за усложнившейся логистики будет выше. Но это будет лишь значить, что другие сорта будут торговаться дороже, чем могли бы в случае оптимальной логистики. Т.е. если какая-то китайская компания не хочет покупать Urals и платить за дорогую доставку, то она может взять Brent, но он и торговаться будет дороже, т.к. добывается его столько же, а спрос на него стал выше. Ну и не стоит забывать, что и для остальных логистика возрастет, т.к. маршруты поставок, которые существовали раньше, не зря были именно такими. Это было оптимально с точки зрения затрат.

Единственная реальная угроза – это если Западу тем или иным способом удастся заместить российские нефтепродукты посредством увеличения добычи. Такая вероятность есть, и какой-то объем российской нефти, я думаю, все же будет вытеснен с рынка. Но вряд ли он превысит 1 млн баррелей в день (≈9% от добычи РФ). Тут дело в том, что несмотря на весь информационный шум вокруг того, что вскоре спрос на нефть начнет снижаться – пока он только растет. И растет быстро. Даже с учетом влияния пандемии среднегодовой рост спроса на нефть за последние 10 лет составлял 1,2%. А это рост среднесуточного потребления почти на 1 млн баррелей в год.

Т.е. кроме того, что США надо «заместить» российскую добычу, им надо еще находить где-то дополнительные 1 млн баррелей в год. Непростая задача, учитывая годы недофинансирования отрасли, стремление стран ОПЕК продолжать сотрудничество с Россией, а также нежелание главных нефтедобывающих компаний развитого мира продолжать инвестировать в добычу из-за зеленой повестки.

При этом в 2010-е года возрастающее потребление нефти во многом было обеспечено США вследствие расцвета сланцевой добычи в стране. Однако, США не могут бесконечно ее наращивать. Согласно данным U.S. Energy Information Administration на конец 2021 г. в США было резервов нефти на 44,5 млрд баррелей, а добыча в 2021 г. составила 4,1 млрд баррелей, т.е. текущих запасов хватит чуть более, чем на 10 лет. Таким образом, США нужно продолжать активно разрабатывать месторождения, искать новые и увеличивать доступные резервы. И на каждом следующем месторождении добыча будет становиться дороже, т.к. компании обращаются ко все более труднодоступной нефти. В Европе же нефти мало.

На мой взгляд, именно поэтому мировые западные лидеры так бегают вокруг зеленой повестки. Совершенно не из-за изменений климата, а просто вследствие понимания, что если они сейчас не построят независимую от нефти энергетическую инфраструктуру, то дальше придется попадать в зависимость от нефтедобывающих стран, что крайне нежелательно.

Как итог, я думаю, что после нормализации логистических маршрутов и поставок, цена Urals вернется достаточно близко к Brent, а долгосрочная средняя, также, как и у Brent, установится в районе $90 за баррель. В какие-то года ниже, в какие-то выше, но как я уже сказал в предыдущем посту, эти колебания не важны долгосрочному инвестору, т.к. пики в нефтяной отрасли окупают все. А в эти пики стоимость нефти легко может доходить и до $150 за баррель.

longtailФундаментальный анализ компаний
Портал о долгосрочных инвестициях в акции
https://longtailers.ru/wp-content/uploads/2019/04/img-footer-map.png
longtail в социальных сетях
https://longtailers.ru/wp-content/uploads/2019/04/img-footer-map.png
longtailв социальных сетях